19 сентября 2024 г. в Костромской епархии открылась VII Международная научно-практическая конференция «Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности», посвященная 280-летию Костромской епархии и 80-летию Костромской области и организованная Костромской епархией под руководством митрополита Костромского и Нерехтского совместно с Костромским государственным университетом и Юридическим институтом имени Ю.П. Новицкого.
По приглашению организаторов международной конференции судейское сообщество Костромской области в лице председателя Костромского областного суда Сергея Валентиновича Андреева приняло активное участие в научной дискуссии.
Среди других участников и гостей конференции: представители Русской православной церкви в Республике Казахстан и Алматинской православной духовной семинарии, научные деятели Института всеобщей истории Российской академии наук в г. Москве, Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова и Костромского государственного университета.
На площадке конференции прозвучали доклады на самый обширный круг тем, обусловленный богатым религиозным, культурным и научным наследием нашей страны: от проектов создания в Туркистанской епархии духовных семинарий при насущной потребности сохранения православного наследия до значения Аляски в формировании границ Российской Империи, от философского и творческого наследия А.А. Зиновьева до первых итогов опыта преподавания в российских вузах курса «Основы российской государственности».
В свете предстоящих круглых дат в судебной системе, а именно 160-летия Судебной реформы 1864 года и 80-летия областного суда, председатель Костромского областного суда Сергей Валентинович Андреев выступил с докладом «Нравственные начала в российском судебном процессе: от корневых смыслов Судебной реформы 1864 года до техновызовов этики нового дня», отметив, что обе круглые даты для судебных деятелей равным образом значимы и символичны, дают весомый повод к переосмыслению самых острых технических и практических вопросов отправления правосудия. Побуждают обратиться к фундаментальным началам российского судебного процесса в поисках ответов на вызовы нового дня.
Последние несколько лет коллектив областного суда тщательно готовился к юбилею. Проведена объёмная и кропотливая поисковая работа по сбору, систематизации и переводу в цифровой формат судебных документов, сохранившихся в Государственном архиве Костромской области, а равно в судебных архивах многих регионов нашей страны. Сделано это было благодаря живой и искренней потребности сохранить историческую память о наших предшественниках, увидеть судебный процесс в динамике, в развитии и лучше понять день сегодняшний.
Судебный процесс, каким мы знаем его сегодня - его базовые правовые и этические принципы, основные стадии и многое другое - учрёжден 160 лет назад. Если обратиться к Концепции новой судебной реформы 1991 года, можно увидеть прямые цитаты классиков – судебных деятелей второй половины XIX века и реинкарнацию ряда правовых институтов, включая мировую юстицию, присяжных заседателей.
Судебная реформа 1864 года была тесно связана с освобождением крестьян. Они должны были стать не только носителями, но и защитниками обретённых гражданских прав. Основная декларация реформы звучала так: «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех».
В основу нового суда были положены поистине революционные для правовой системы тех дней принципы гласности и состязательности процесса, равного судопроизводства для всех сословий, независимости и несменяемости судей, свободы внутреннего убеждения судьи при оценке доказательств.
Учреждённые Александром II Судебные уставы содержали детальные и ясные нормы нового процесса. Это была передовая мысль юридической науки и техники того времени. Изучены кодифицированные акты множества других стран. Проанализированы, усовершенствованы и адаптированы к российской действительности процессуальные нормы. Задача была поставлена невероятно амбициозная – опередить другие государства, в том числе и европейские страны, по объёму правовых гарантий участников процесса, по открытости правосудия и прямому участию народа в его отправлении. Что-то подобное мы можем наблюдать и сейчас, когда миллионы судебных актов свободно размещаются в Интернете на сайтах судов, в то время как в других странах такой открытости не наблюдается.
Одновременно с преобразованием суда происходил научный и культурный подъем. Выдающиеся государственные деятели, вплоть до губернаторов, оставляли свои высокие посты и становились судьями и председателями окружных судов. Известные учёные, поэты и меценаты избирались почётными мировыми судьями. В лучших вузах страны под пристальным вниманием общественности проходили модельные судебные процессы, чтобы судьи быстрее овладели всеми тонкостями новых процедур отправления правосудия. Суд без преувеличения стал центром общественной жизни. Писатели золотого века русской литературы были очень частыми слушателями на процессах с присяжными заседателями и переносили всё увиденное на страницы своих романов. А сюжетами картин модных художников становилась атмосфера в камере мирового судьи или оглашение оправдательного приговора.
Суд, по мнению современников судебной реформы, есть не просто государственное учреждение, но и школа для народа, из которой, помимо уважения к закону, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству. Поэтому преподавание судебного процесса предполагает акцент не только на судебную технику и практику, но и на высокие этические стандарты правосудия.
Для чего нужна точно выверенная и обязательная к исполнению процессуальная форма? Последовательная стадийность процесса? Чёткий и понятный порядок обжалования судебных актов? Это не ритуалы ради ритуалов. Это необходимо, чтобы обеспечить все условия для свободы внутреннего убеждения судьи, исключения возможных ошибок и увлечений, создающих односторонний взгляд на вещи, избавления от недосмотров, лености ума, неверного понимания предметов сложных и необычных.
Само процессуальное право признает законность вторжения в область своего применения требований нравственности и старается дать им необходимое выражение. Так, например, оно признает, что ради целей правосудия нельзя ослаблять или нарушать семейные узы. Поэтому супруги подсудимых и близкие родственники вправе отказаться от дачи показаний по делу. Закон щадит чувства людей. Точно также не допускаются к свидетельству священнослужители по отношению к признанию, сделанному на исповеди, и защитники по отношению к признанию, сделанному им подсудимым во время производства дела. Эти нормы сохранились в неизменном виде и в настоящем процессуальном законе.
К нравственным правилам судебного процесса относится и право подсудимого отказаться от дачи показаний, причём молчание не должно расцениваться как признание вины. Нравственному чувству Судебных уставов совсем не отвечала мысль пользоваться для судебных целей замешательством, неумением или несообразительностью человека, поставленного в безвыходное и подавленное положение.
В современном гражданском, административном и уголовном процессе такие нравственные подходы не только сохранены, но и существенно расширены. Так, например, в самом последнем из всех принятых процессуальных кодексов общий принцип состязательности и равноправия сторон дополнен специальным указанием на активную роль суда, чего нет в других кодексах и что, на первый взгляд, противоречит установке на беспристрастность суда и создание обеим сторонами процесса равных и самых благоприятных условий для доказывания своих доводов. На самом же деле никакого противоречия здесь нет. Особо активная роль суда в административном процессе напрямую связана с заведомым неравенством сторон таких споров. С одной стороны это простые граждане, а с другой – публичные субъекты, государственные органы и должностные лица. Можно привести и множество других примеров явного присутствия нравственных начал в современном процессе. Это и возможность выхода суда за пределы заявленных исковых требований в пользу граждан по социально-значимым категориям дел, и распределение бремени доказывания с возложением таких обязанностей на профессиональных участников правоотношений, и многие другие моменты.
В свете последних тенденций внедрения новейших технологий в процедуры отправления правосудия особенно интересны мысли наших предшественников о судебном процессе будущего.
В ряде сохранившихся научных источников периода Судебной реформы выражена глубокая уверенность, что даже изменения закона под влиянием различного рода временных явлений не смогут посягнуть на коренные начала правосудия – гласность, устность, непосредственность и свободную оценку доказательств. Эти приобретения человечества куплены слишком дорогой ценой многовековых страданий и заблуждений, чтобы с ними можно было легко и надолго расстаться.
Перспективы появления в будущем формы суда, способной заменить открытый и состязательный суд с участием представителей гражданского общества, в то время казались маловероятными.
Напротив, деятели Судебной реформы надеялись, что наряду с изощрением техники судебных процедур должно пойти развитие истинного и широкого человеколюбия в суде. Последнее в равной степени далеко как от формальных подходов и черствости приёмов, так и от чуждого истинной доброте безволия в защите общественного порядка. А центр тяжести учения о судопроизводстве должен быть перенесён с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи.