О современной жизни музеев в преддверии Международного дня музеев и акции “Ночь музеев” мы говорили с заведующим музейным образовательным центром Костромского музея-заповедника Мариной Владимировной Шапошниковой.
«Ночь» впереди
– Подготовка «Ночи музеев» – это трудная задача?
– «Ночь музеев» мы проводим уже больше десяти лет и в первые годы, конечно, переживали. Нужно все выстроить, отработать и понять, что хочет посетитель. Я скажу, что и сейчас это не менее ответственное мероприятие, наверное сегодня оно намного масштабней, но делать его легче и проще, потому что ты работаешь со слаженной командой.
Мы стали частью творческой составляющей города, знаем многие коллективы, они знают, что проходит такая грандиозная акция и многие хотят присоединиться. Музей в эту ночь становится пространством для творчества. Например, Белый зал — это концертный зал и он представляется во всей красе, когда в нем звучит музыка, коллективы танцуют…
Больше того, в эту ночь весь наш город просто оживает! Тем более, когда стоит отличная погода.
– В чем сама идея «Ночи музеев»?
– Идея «Ночи музеев», когда она только появилась, была простая — продлить работу музея и организовать ее в необычное, вечернее время. А сейчас это культурная акция, которая затрагивает музеи по всей стране. Если говорить о посетителях, то в первые годы основная публика была молодежной. Но сейчас приходят дети, семьи, люди в возрасте, парами, семейными и дружескими компаниями. Молодежь тоже приходит. Аудитория «Ночи музеев» расширилась, мы ждем любого и каждый найдет что-то для себя. У нас работает восемь зданий и в каждом своя программа, официально выкладываем ее на всех наших ресурсах.
– Где пройдет «Ночь музеев» в этом году?
– Дворянское собрание, Романовский музей, здание Гауптвахты, отдел природы на Молочной горе, Картинная галерея там же, архитектурно-этнографический отдел «Костромская Слобода» и Музей истории костромского края. И все филиалы по Костромской области также продлевают время своей работы и готовят программы, встречают своих посетителей.
– Что ожидаете от предстоящей “Ночи музеев”?
– Мы всегда ждем нового посетителя. В прошлом году у нас такой появился. Часов в 10 ночи я спускаюсь по лестнице в здании Дворянского собрания и внизу, в фойе, стоят припаркованные детские коляски…
Совсем не скучно
– Марина Владимировна, если говорить о музее, то современный музей он какой?
– Он многофункциональный и очень разнообразный, человечный, если можно так сказать. Для меня музей – это про людей, про их жизнь, не только про предметы. Если не обращаться в прошлое, то ты не сможешь жить сейчас и естественно не получится посмотреть в будущее.
– Музей — это подлинное отражение прошлой жизни??
– Музей развивается вместе со всей жизнью, которая идет рядом с ним. Мы не можем стоять на месте. Это стереотип, что мы все сидим тут в старых вещах и протираем пыль с картин и ламп.
Если говорить о музее как хранителе истории… Я от взрослых людей слышала вопрос: а что здесь действительно все подлинное, настоящее? Очень много сейчас есть поддельного и идет подмена понятий. Многие учреждения называют себя музеями, но таковыми они не являются и там другое отношение к предмету, которое передается человеку. Пусть это будет центр, где люди отдыхают, развлекаются, но нужно избегать самой подмены понятий. Музей — это фонды, наука и музей должен остаться музеем, а подлинник – самое главное, что здесь есть, чем мы дорожим.
– Как давно судьба свела Вас с музеем ?
– Сразу после окончания университета в 2001 году. Я окончила наш Костромской государственный университет по специальности «Филология. Иностранные языки». Но мне кажется, что я здесь выросла и все началась очень давно, возможно еще с картинной галереи, с Ипатьевского монастыря, музея деревянного зодчества. С детства есть несколько ярких музейных воспоминаний. Когда Ипатьевский монастырь был музеем, то мне нравилось там играть и представлять себя принцессой, наверное как всем девочкам. В монастыре кельи, своды, окна… Мне очень нравились их массивность, монументальность. В музее деревянного зодчества всегда было хорошо — там природа, красиво и большое количество людей, проходят праздники.
– Необычные истории за время работы приключались?
– Мы вели семейный клуб, он у нас очень активно работал и к нам приходили родители с детьми, участвовали здесь в различных мероприятиях, с посещением экспозиций, выполнением творческих заданий. Три или четыре года росли вместе с ними. И где-то год назад к нам обратился молодой человек с просьбой, провести в музее свадебную фотосессию. Это оказался человек, который помнит, как он ходил сюда с мамой на все занятия и он пришел вновь как к себе домой, у него приятные воспоминания. Поэтому очень важно работать с семьей. Человек будет расти в пространстве культуры, что положительно скажется на всем.
Раньше у нас регулярно проходили выставки кафедры дизайна Костромского технологического института. Очень эффектные, профессиональные работы выпускников данного факультета, а бонусом для нас после проведения выставки, была возможность примерить все созданные и представленные на выставке платья, костюмы. И, конечно, устроить потом фотосессию в платьях. Работ было очень много, разные коллекции, то есть проходила целая выставка на базе музея. Это был “вау — эффект”.
– Вы говорили, что всегда ждёте нового посетителя?
– Музей инклюзивен и он подходит для всех. Для людей с разными особенностями. Мы начали вести работу по адаптации наших зданий и территорий для посетителей и два наших реализуемых проекта касаются «Костромской слободы» – архитектурно-этнографического отдела Костромского музея-заповедника. Там мы сделали путеводитель, который сейчас состоит из макетов и тактильной книги, когда человек с особенностями зрения может самостоятельно посетить музей и не испытать при этом трудностей.
Это же касается и коллекции картин. Ведь как человек без зрения их может увидеть? И вот эти тактильные копии картин помогают человеку справиться, тактильно постараться представить, что художник изобразил на этой картине. У нас есть пять тактильных копий в Романовском музее и они доступны на постоянной экспозиции. Мы хорошо сотрудничаем с местной организацией Всероссийского общества слепых и реализовали проект, когда незрячие ребята писали картины. Потом эти произведения стояли рядом с подлинниками и вызвали огромный интерес.
С Пушкинской картой на руках
– Вернёмся к “Ночи музеев”. Пушкинская карта будет работать?
– Да, конечно. Пушкинская карта сейчас для нас очень хорошая возможность и она срабатывает на все 100%, когда та категория посетителей, у которой были трудности с посещением музеев, а это молодежь, подростки от 14 до 21 года, имеют возможность прийти и при этом никто не может сказать, что у него нет денег. У нас все экспозиции и мероприятия можно посетить по “Пушкинской карте”.
– Что хотелось бы добавить или изменить в Пушкинской карте?
– Продлить ее действие – это идеальный вариант. Можно расширить возрастной диапазон. Пушкинская карта – очень хорошее введение и она действительно окультуривает, действует, работает.
Ваши дети не собираются приобщиться к музейному делу?
– Мой ребенок регулярно принимает участие в различных мероприятиях. Он у меня ходит волонтером в ростовых куклах на Масленицу. Еще группы водит, смотрителем на “Ночь музеев” был и ведущим концерта, который мы организовали. Он с самого раннего возраста находится в музее и дорос до волонтера, полноценного работника музея. Станет ли он потом сотрудником музея – я не знаю, но любовь к истории у него есть и сейчас он учится в нашем университете на историческом факультете.
Владимир Сапожников